Лоран Шээр родился и вырос в богемном и респектабельном районе Парижа, где и началась серия его фотографий-коллажей «Воздушные миры». Он рассказал, зачем 42-летнему фотографу запускать в небеса безумные постройки.

Ты вырос в очень творческой семье. Помнишь момент, когда осознанно решил связать свою жизнь с искусством?

Нет, я не задавался таким вопросом и пока не планирую писать мемуары, так что сложно вспомнить.

А кто больше повлиял — отец или мать?

Мои родители на самом деле не были творческими людьми в полном смысле этого слова, но они всегда интересовались и были по-настоящему увлечены искусством. Поэтому за мое детство мы посетили изрядное количество музеев и замков. На выходные или в праздники всегда было запланировано какое-нибудь культурное мероприятие. Моя мать была прекрасной рисовальщицей. Она передала и мне увлечение рисунком. А моя страсть к путешествиям объясняется тем, что отец работал на авиабазе и часто брал меня с собой. Когда тебе 5 лет, и ты смотришь на мир широко открытыми глазами, кажется, что самолеты — огромные бесшумные птицы, которые унесут тебя в такие места планеты, в каких никто никогда не был.

Учился искусству?

Немного в школе, остальное знание пришло благодаря моему любопытству. В 20 лет я поступил на службу рекламного агентства арт-директором. За время работы я научился не только исполнять функции управления, но целому комплексу навыков, которые стали моей философией синтеза. Я обучился фотографии, графическому дизайну, тому, как найти идею и как ее выразить. Это была просто фантастическая школа.

То есть образование полезно для творчества?

Как известно, прежде чем написать книгу, следует научиться читать.

Вопрос довольно банален, но все же, как родилась идея с летающими домами?

Мои небесные дома — это воплощение того, что я люблю. Я люблю Париж, путешествия, изучение нового, Жюля Верна, Альбера Робида, Хаяо Миядзаки, научную фантастику фэнтези, историю и истории. Мне показалось интересным извлечь здание из его городского контекста и избавить от анонимности улицы. Меня привлекает возможность раскрыть на примере одного образа основательное количество вопросов, которые меня интересуют, неважно, серьезны ли они или легки. Эта серия пропитана историей, кинематографом, графикой, архитектурой, музыкой, литературой и личным отсылом. Один дом свидетельствует о неприемлемых условиях жизни африканских иммигрантов, другой — о предвзятом отношении к цыганам, некоторые дома «иронизируют» над названиями улиц и «высказывают» свое мнение на этот счет. Основная идея в том, чтобы выстроить в перспективе целый ряд, коллекцию мыслей. Поэтому меня так и вдохновляет возможность чтения между строк, видения на близком и дальнем расстоянии.

Все ли видят то, что вы вкладываете в изображение?

Люди рассчитывают увидеть целый Ноев ковчег там, где в реальности находится магазинчик таксидермиста с давно мертвыми животными. Жизнь, смерть, счастье, радость — в конце концов, только от конкретного человека зависит, как он интерпретирует то, что увидит. И, главное, все зависит от того, что именно человек стремится увидеть. В галерее я показываю свои работы в большом формате, ведь только большой размер и позволяет прочесть между строк. Его имеет смысл разглядывать, чтобы увидеть каждую любопытную деталь. Это может быть граффити, анахронизм, образ, окно, отсыл к кино, музыканту или писателю.

Какой дом появился первым?

«Гармония». Это простой дом в пригороде Парижа. Он похож на детский рисунок. У него чистые, гармоничные пропорции. А что там за дверьми — никто не знает. Может, супруги ссорятся.

Так дома все реальны, верно?

Наоборот, за небольшим исключением эти дома не существуют. Сначала я рисую эскиз того, что задумал. Потом фотографирую по отдельности все нужные детали: крышу, стену, окно, трубу, граффити, небо. Это очень сложный фотомонтаж.

То есть ты фотографируешь каждую деталь будущей композиции самостоятельно, верно?

Да! 99 процентов деталей сфотографировано и лишь один процент заимствован. Для того чтобы фотомонтаж полностью удался, необходим один и тот же свет.

Все каркасы домов из этой истории находятся во Франции?

Все дома исключительно парижские, в основном — из района Менильмонтан и соседнего Бельвиля, где я живу.

Сколько занимает процесс подготовки финальной работы?

От двух недель до месяца.

Ты планируешь посетить Москву, не так ли?

Может, и кусочки московской архитектуры будут выставлять в рамках твоих выставок?

Почему бы и нет! (Улыбается.)

Это продолжающийся проект? Или он полностью завершен?

У меня нет четких планов на будущее. Можно сказать, что ничего не закончено. Но ты всегда берешь камеру с собой? Да, конечно.

А если бы пришлось выбрать только одно направление в фотографии?

Я никогда не сделаю такой выбор. Мне интересно исследовать любое место на этой планете, так же как мне интересен каждый жанр в фотоискусстве.

Интервью для журнала FHM

Leave a Reply